Описание
«Орёл» (1667-1669) — первый русский парусный корабль западноевропейского типа, сочетающий в себе элементы голландской и английской кораблестроительных школ.
По указу Царя Алексея Михайловича Романова корабль был построен в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
«Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём, хотя ещё в 1636 году в России голландскими мастерами был построен корабль «Фредерик».
Заготовка леса для мачт, рей и корпуса корабля производилась в районе Коломны, а железные детали и скобяные изделия поставляли каширские и тульские заводы.
В мае 1668 корпус корабля спустили на воду, но в связи с тем, что отделочные работы были не выполнены в срок, корпус корабля с установленными мачтами почти год провел в Дединово.
В апреле 1669 года кораблю было присвоено название «Орел», изображение орла как государственного герба России было вышито на корабельных флагах. Капитаном назначили голландца Девида Бутлера, и все остальные матросы были иностранцами. Весь путь, от Дединово до Астрахани, занял три с половиной месяца.
Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ ( аналог современного Министерства иностранных дел) был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя». Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира корабля и матросов. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни российского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.
В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина, фрегат «Орел» был захвачен бунтовщиками, но, судя по обнаруженным бумагам астраханского воеводства 1678 года так и не использовался по назначению и, простояв в течение многих лет в протоке Кутум, пришёл в негодность.
Основные технические характеристики:
Водоизмещение -250 тонн
Длина — 24,5 метра.
Ширина — 6,5 метра.
Осадка — 1,5 метра.
Экипаж — 58 человек, из них 30 –стрельцы, для несения караульной службы, досмотра судов и абордажа в случае морского боя.