Description
Основную ударную силу в вооруженной борьбе на море в период Второй Мировой Войны составляли подводные лодки. Они уничтожили больше транспортов и боевых кораблей, чем авиация и надводные корабли вместе взятые (60% потопленного тоннажа, в основном торгового, пришлось на долю подводных лодок). Поэтому неудивительно, что в первые два десятилетия после окончания Второй Мировой Войны приоритет в строительстве советского ВМФ был отдан развитию подводных лодок. В 50-е годы основой подводных сил ВМФ СССР стали дизель-электрические лодки проекта 613. В создании этих ПЛ был максимально учтен германский опыт, в частности, прославленных лодок XXI серии. Проектирование ПЛ пр.613 было поручено ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Технический проект был утвержден в августе 1948 года, а с 1950 года началась серийная постройка. За семь лет было построено 215 лодок этого проекта. Эта достаточно простая в устройстве и надежная дизель-электрическая ПЛ была любима советскими подводниками. При всей простоте оборудования она оказалась одной из самых малошумных дизельных лодок ВМФ СССР, а глубина ее погружения была увеличена в два раза по сравнению со всеми советскими ПЛ, построенными ранее.
Дальнейшим развитием ДЭПЛ пр.613 стала ее усовершенствованная модификация — ДЭПЛ проекта 633. Проект этой лодки был разработан также в ЦКБ-18 («Рубин»).Главными конструкторами проекта были З.А. Дерибин, А.К. Ноаров и Е.К.Крылов. По сравнению с ПЛ пр.613 изменились форма и размеры корпуса — прочный корпус лодки был выполнен, как и на пр.613 цельносварным, разделенным на 7 отсеков, но имел «восьмеркообразное» сечение на большей части длины, а ПЛ пр.613 — только в районе аккумуляторных батарей. Лодка пр.633 стала длиннее на 0,8 м, шире — на 0,7 м, водоизмещение ее возросло примерно на 350 т, а автономность увеличилась вдвое — до 60 суток! Кроме того, было усилено и основное вооружение лодки — теперь в носовой оконечности размещалось не 4, а 6 торпедных аппаратов. На лодке была установлена новая система управления торпедной стрельбой, которая позволяла при совместной работе с гидроакустической станцией проводить глубоководные торпедные атаки в режиме автоматического сопровождения цели.
ПЛ проекта 633 отличалась также от ПЛ пр.613 и многими другими усовершенствованиями, повысившими надежность работы систем и механизмов и удобство их обслуживания. Обитаемость ПЛ также улучшилась (была, в частности, применена новая система кондиционирования воздуха и общекорабельной вентиляции).
Подводная лодка была оборудована более современным гидроакустическим и радиолокационным вооружением. Новые гидроакустические станции дали возможность обнаруживать работающие гидролокаторы и устанавливать связь в подводном положении с лодками при их групповом использовании. В целом на подводной лодке этого проекта были внедрены такие технические новшества, которые увеличили ее боевую эффективность и дали основание считать проектирование этой подводной лодки переходом к созданию подводных лодок нового поколения.
Таким образом, ПЛ пр.633 стала достойной преемницей лодки пр.613. Это был бы самый большой по численности тип ДЭПЛ. Планировалось построить 560 лодок этого проекта. Но в начале 60-х годов основной упор был перенесен на ПЛ с атомной энергетической установкой, поэтому лодок проекта 633 было построено только 20 единиц. Серийная постройка продолжалась с 1957 по 1962 год на заводе «Красное Сормово» в Горьком (головная лодка заложена 22 октября 1957г, спущена на воду 30 мая 1958г. и принята в состав ВМФ в декабре 1959г.). Все лодки этого проекта прослужили в составе ВМФ СССР не менее 20-25 лет, после чего большая их часть была передана другим странам (Алжиру — 2, Болгарии — 4, Египту — 6, Сирии — 3), а оставшиеся пять лодок служили в составе Черноморского флота до начала 90-х гг., при этом три из них (две были перестроены по пр.бЗЗРВ, и одна — по пр.бЗЗКС) использовались в 475-м Феодосийском дивизионе обеспечения испытаний оружия. В 1992-94 гг. были разобраны на металл С-11, С-37 и С-128. Как учебно-тренировочное судно использовалась С-350 и как плавучая зарядная станция — С-49. Следует добавить, что большими сериями лодки проекта 633 строились в Китае и КНДР (после лодки пр.613 ПЛ пр.633 стала второй советской лодкой, проект которой был реализован за рубежом)