Описание
Ту-22 рассматривался как сверхзвуковая замена бомбардировщику Ту-16, точно так же как американский бомбардировщик B-58 Hastler предназначался для замены дозвукового самолета B-47 Stratojet.
На новый самолет в СССР возлагали очень большие надежды, поэтому еще до первого полета было принято решение о запуске бомбардировщика в серийное производство. Ту-22 представлял собой цельнометаллический моноплан классической компоновки с низко расположенным крылом стреловидной формы. В центральной части фюзеляжа располагался вместительный бомбовый отсек, который мог вместить до 12 тонн различных бомб, в том числе ФАБ-5000 или ФАБ-9000. С самолета также можно было использовать спецбоеприпасы (ядерные бомбы) или ракеты класса «воздух-поверхность» на моделях Ту-22К и Ту-22КД. Для самообороны на самолете была предусмотрена 23-мм автоматическая авиационная пушка НР-23.
Сложность пилотирования боевой машины, плохой обзор из кабины экипажа и достаточно большая посадочная скорость – до 320 км/ч, предъявляли к навыкам пилотов очень высокие требования, при посадке не раз это становилось причиной катастроф (было потеряно более 70 бомбардировщиков из 311 построенных ). Для базирования самолетов нужны были лишь ВПП первого класса с длиной полосы не менее 2700 метров, что в случае полномасштабной войны могло привести к определенным проблемам с базированием. Спорным решением стало и то, что при аварийном покидании самолета кресла членов экипажа катапультировались вниз. Это исключало возможность спасения летчиков на малых высотах полета.
Ту-22 применялся СССР для нанесения ударов по территории Афганистана.
Помимо СССР, самолеты Ту-22 эксплуатировали также ВВС Ливии и Ирака. Багдад активно использовал данный бомбардировщик на протяжении всей Ирано-Иракской войны. Самолеты применялись для нанесения ударов по различным целям в Иране, в том числе с использованием авиабомб ФАБ-5000 и ФАБ-9000. Они наносили удары не только по аэродромам, войскам и инфраструктуре Ирана, но и по надводным целям. В ночь с 18 на 19 марта 1988 года четыре иракских Ту-22Б, каждый из которых нес 12 бомб ФАБ-500, добились уничтожения двух иранских супертанкеров Anaj (водоизмещение 316 739 тонн) и Sanandaj (водоизмещение 253 837 тонн), которые стояли у нефтяного терминала острова Харк, при этом была серьезно разрушена и наземная инфраструктура. К концу войны из 12 бомбардировщиков Ту-22 у Ирака оставалось 8 машин, 5 из которых находилось в боеспособном состоянии. За 8 лет конфликта Багдад потерял лишь 4 самолета данного типа. Несмотря на все недостатки, Ту-22 был для страны первым сверхзвуковым реактивным бомбардировщиком в авиации дальнего действия. Опыт его проектирования и последующей эксплуатации пригодился при создании гораздо более совершенного стратегического ракетоносца Ту-22М.